Правила строповки, подъема и перемещения грузов

Правила строповки длинномерных грузов

Длинные объекты — особая группа, в которую входят металлические конструкции, узлы и агрегаты крупного оборудования и машин и так далее. Как правило, это грузы длиной от 200 см. Работа с такими предметами особенно опасна, так как необходимо учитывать ряд дополнительных нюансов.

Прежде всего, при подъеме этого типа груза очень важно учитывать центр тяжести. Большие и длинные предметы необходимо закреплять как минимум в двух местах. Это обеспечит устойчивость при перемещении грузов.

Стоит отметить: для работы с длинными и тяжелыми грузами отлично подойдет цепная стропа 2SC 8.8T-8M. Эта модель отличается повышенной прочностью и надежностью. При этом с его помощью можно работать с объектами массой до 8 т. В то же время для грузов, требующих крепления более чем в двух местах, подходят цепные стропы 4SC.
Строповка и перемещение товаров

В этом случае необходимо обращать внимание не только на количество застежек, но и на их расположение. Если вы используете метод обвязки, точки крепления должны находиться на расстоянии 25 процентов длины объекта от краев.

Также стоит понимать, что для работы с длинными и тяжелыми грузами обычно используется специальная техника. В основном предпочтение отдается электрическим моделям, так как они обладают большей грузоподъемностью, а также предназначены для выполнения работ в условиях большей интенсивности. Мы не будем подробно останавливаться на преимуществах конкретных видов оборудования, так как это описано в типах артикулов и грузоподъемных устройствах.

Правила строповки грузов по ГОСТу

Во-первых, меры безопасности при работе с подъемными устройствами предполагают соблюдение национальных правил, касающихся погрузки, разгрузки и обращения с различными объектами. Нет конкретного ГОСТа, который регулировал бы правила подъема груза, а также характеристики стропы. Вместе с тем, некоторые нормативные правовые акты регулируют:

  • Требования к качеству подъемно-транспортного оборудования. В первую очередь безопасность работы зависит от надежности оборудования и самих механизмов. Независимо от того, используются ли ручные подъемники, канатные дороги, лебедки или любое другое оборудование, важно, чтобы оно соответствовало всем применимым стандартам и правилам;
  • Общие требования безопасности (защитные устройства, стандарты испытаний подъемного оборудования и др.);
  • Требования к подготовке товаров к транспортировке и т.д.

Стоит отметить: важно как соблюдать все правила строповки грузов, так и использовать подъемные устройства от проверенных поставщиков. Качественные электротали не только рассчитаны на высокоинтенсивные работы с грузами до 10 тонн, но и отличаются повышенной надежностью. Качественное устройство гарантирует, что при соблюдении всех необходимых инструкций вы сможете избежать непредвиденных происшествий.

Правила безопасности при строповке различных объектов

Строповка и перемещение товаровОдним из самых распространенных устройств для работы с грузами разного типа являются стропы. Они могут различаться как по материалу (ткань или веревка), так и по типу крепления (кольцо, петля, с крючком и т.д.). Таким образом, жгуты достаточно универсальны, чтобы их можно было использовать в различных сферах.

При использовании таких приспособлений необходимо не только придерживаться правил безопасной эксплуатации строп, а также соблюдать особенности их хранения и транспортировки, но и досконально ознакомиться со всеми инструкциями по строповке строп грузы с инструментами.

Среди основных правил безопасности при строповке грузов стоит выделить:

  • Работать могут только люди старше 18 лет, которые следовали инструкциям и прошли другую необходимую подготовку;
  • Для защиты необходимо использование спецодежды (комбинезона, перчаток, каски и т.д.);
  • При связывании грузов ремни не должны перекручиваться или завязываться;
  • В случае транспортировки предметов с острыми сучками следует использовать специальные распорки, препятствующие очистке шестерни;
  • Если используются не все ответвления многоотводных линий, их необходимо надежно закрепить (чтобы ответвления не касались сторонних предметов).

Также при подъеме типовых предметов следует руководствоваться схемами строповки для разных типов грузов. Ни в коем случае нельзя носить предметы без ознакомления со схемой.

Стоит отметить: при отсутствии готовой схемы лицо, отвечающее за погрузочно-разгрузочные работы, может разработать ее самостоятельно, придерживаясь правил, описанных в нормативных документах.

Требования к стропам и крепежным приспособлениям

Количество строп, их длина, толщина, точки крепления выбираются исходя из веса и размеров груза. К шлейке предъявляется ряд требований:

  • не должно быть повреждений: заусенцев, потертости резьбы, узлов, крепежа: защелок, стопорных колец и стержней;
  • при связывании длинномерных грузов не допускают перекручивания жгутов, образования узлов; неиспользованные концы многоножковых строп пристегиваются, чтобы не зацепить и не повредить другой товар; связали в двух местах на расстоянии длины от концов; строп должен обеспечивать устойчивость груза в движении, исключать потерю отдельных его частей;
  • транспортировка оборудования с острыми выступающими ребрами требует использования дополнительных проставок с закругленными краями при строповке во избежание истирания строп; уплотнения с острыми краями изготавливаются из самых разных материалов и отходов производства: из деревянных, резиновых и металлических труб, шлангов, толстых плоских ремней, кусков ленты для транспортировки сыпучих материалов; проставки можно прикрепить к стропам как инвентарь или добавить в упаковку;
  • кабельные крючки ориентированы от центра наружу, используются предохранительные защелки и замки; при использовании стропа с ремнем допустимый предел грузоподъемности стропа снижается на 20%;
  • для перемещения длинных предметов возможна свободная укладка на кольца, образованные жгутом; при принятии мер по предотвращению продольного смещения; стропы цепи расположены таким образом, чтобы звено не загибалось на краях оборудования; если груз состоит из предмета и его длина меньше 2 м, он привязан по окружности в одной точке.

3. Правила строповки грузов

Во избежание падения грузов при их подъеме и перемещении краном необходимо соблюдать следующие правила строповки.

1. Строповка грузов должна производиться согласно схемам строповки. Для строповки груза, предназначенного для подъема, необходимо использовать стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом количества ветвей и угла их наклона; Стропы общего назначения следует выбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90 ° (по диагонали).

2. Строповые схемы разработаны для всех нагрузок. Строповка грузов должна производиться на все имеющиеся специальные приспособления (кольца, штифты, проушины).

3. Перемещение грузов, для которых не разработаны схемы строповки, должно выполняться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасную эксплуатацию кранов.
Перемещение груза, масса которого неизвестна, следует производить только после определения его эффективной массы.

4. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и крепления грузов должны быть предоставлены стропальщикам и крановщикам или вывешены на рабочем месте.
Владелец крана или эксплуатирующая организация в соответствии с требованием ст. 9.5.12 «Правил…» Ростехнадзора также разработать способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых подъемными кранами при их монтаже, разборке и ремонте, с указанием используемых в этом случае устройств, а также способы безопасного опрокидывания товаров, когда это делается с помощью крана.

5. Грузоподъемные устройства (стропы, траверсы, зажимы и т.д.) выбираются исходя из характеристик поднимаемого груза и разработанной схемы строп.
При связывании груза стропы необходимо накладывать без узлов и перекручиваний.
Концы многоотводной стропы, которые не используются для крюка, должны быть усилены таким образом, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность соприкосновения этих концов с объектами по пути.
В этом случае необходимо учитывать положение центра тяжести груза. Стропу необходимо переносить под грузом, чтобы исключить возможность ее выпадения при подъеме груза. Связать груз необходимо таким образом, чтобы при его перемещении исключалось падение отдельных его частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при движении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбы, бревна, трубы) должна производиться как минимум в двух местах. При строповке длинномерных грузов методом обвязки ветви строп следует размещать на расстоянии, равном длине элемента от его концов.

6. При обвязке конструкций с острыми ребрами методом обвязки необходимо установить проставки между ребрами элементов и тросом для защиты троса от трения (рисунок 2.5). Прокладки должны быть прикреплены к грузу или постоянно прикреплены к стропе в качестве инвентаря.
Для производства покрытий металлических грузов с острыми краями можно использовать самые разные материалы и отходы производства: дерево, резиновые шланги и загнутые уголки, резиновые шланги для отходов, плоские ремни, конвейерные ленты.

Строповка грузов обвязкой с помощью распорок

Рисунок 2.5 — Строповка грузов ремнем с помощью распорок: а — по дереву; б — из разветвленной трубы; в — от резиновых шлангов, ремней и т д.

7. Во время строповки крюки для стропы должны быть направлены от центра груза. Крюки должны иметь предохранители.

8. При строповке груза с закреплением его петлей канатной стропы рекомендуется снизить его грузоподъемность на 20%.


9. Перемещение грузов с их свободной укладкой на петлевых стропах, независимо от количества петель, допускается только при наличии на грузе элементов, надежно препятствующих их перемещению в продольном направлении (рисунок 2.6).

Грузовой транспорт со свободным размещением на петлевых лямках

Рисунок 2.6 — Грузовой транспорт со свободной укладкой на петлевых стропах

10. При закреплении грузов цепными стропами не допускается прогиб звеньев по краям груза (рисунок 2.7).

Грузовая стропа с цепными стропами

Рисунок 2.7 — Строповка грузов цепными стропами

11. Перемещение груза с помощью крюковых строп показано на рисунке 2.8.


Установка крючка обвязки в проушину

Рисунок 2.8 — Установка крюка ремня в проушину

12. Строповка груза от свай (металлопластик, трубы, пиломатериалы и т.д.) волжна производиться в следующей последовательности:

  • на наиболее выступающий конец конструкции, расположенный в верхнем ряду, надевается кольцо кольцевой обвязки, подвешенное на крючок двух- или четырехветвевой обвязки;
  • строп отодвигается на безопасное расстояние и дает команду поднять конец груза на высоту 0,4-0,5 м;
  • стропальщик подходит к поднимаемому грузу сбоку и несет под ним деревянные подкладки сечением 100 × 100 мм на расстоянии от своих концов (при подъеме труб, бревен на обшивку должны быть упоры для распределения груза);
  • привязь перемещается на безопасное расстояние и дает команду опустить груз на салазки и ослабить привязь (безопасное расстояние означает расстояние от мест за пределами опасной зоны с достаточной высотой подъема; эти места не должны находиться в опасной зоне);
  • строп приближается к грузу и с помощью металлического крюка (из проволоки диаметром 6 мм) подводит петельные стропы под грузом на расстоянии ¼ длины груза от его конца, затем снимает первую ленту, и затягивает прилагаемые петлевые ленты к «петле» и на крючки надевается двух- или четырехветвистая лента;
  • строп дает команду поднять груз на высоту 20-30 см, проверяет надежность стропы и дает команду на дальнейшее перемещение груза.

13. Строповка груза по окружности (на «удушающей хватке») с длиной груза менее 2 м допускается в одной точке (кроме металлопроката).

14. Демонтаж установленных в проектном положении конструкций должен производиться только после их постоянного постоянного или надежного временного крепления.

15. Перемещение небольших грузов следует производить в специально сконструированной таре. В этом случае следует исключить возможность падения от отдельных грузов. Чтобы избежать самопроизвольных потерь груза, контейнер должен быть загружен на 100 мм ниже его борта

16. Для высотного монтажа конструкций необходимо использовать грузозахватные устройства с дистанционным отрывом.

Грузозахватные механизмы

Подъемные механизмы облегчают ручную работу погрузчиков и безопаснее, погрузка происходит быстрее. Они полезны при перемещении большого количества однотипных объектов. Устройства вращают и фиксируют груз в определенном положении перед подъемом. Крюки, многоотводные стропы, рамы, точки подъема — примеры подъемных устройств. Они висят на крюке крана.

Существует несколько типов погрузочно-разгрузочных устройств:

  • эксцентрики, представляющие собой диски со смещенным центром вращения. Доступны ручные захваты и самозатягивающиеся захваты. Особенно подходит для погрузки плоских товаров с большой площадью поверхности (стальные листы, ДСП);
  • клещи, с зажимами — это рычажные системы, в которых нагружение осуществляется подвижными выступающими стержнями или пластинами; удобны для погрузки труб, пиломатериалов (кругляка), бетонных и железных балок;
  • вилочный погрузчик — для подъема и транспортировки грузов на специальных платформах — поддонах и поддонах;
  • винт: крепление осуществляется саморезами;
  • магнитный ток постоянного или переменного тока; идеально подходит для работы с металлоломом, винтами, мелкими деталями из железа и стали.

Соблюдение правил обвязки гарантирует безопасность работ, связанных с перемещением товаров.

4. Выбор грузозахватных приспособлений

При горизонтальном перемещении груз, погрузочный зажим или контейнер необходимо сначала поднять на 500 мм выше, чем оборудование, строительные конструкции и другие объекты, встречающиеся на пути.

Примеры схем строповки грузов

Примеры схем строповки грузов

Примеры схем строповки грузов

Как зацепить ветвевые стропы

Основные правила строповки грузов содержат условия стыковки багажа с продуктами филиала:

  • Размер крючка должен соответствовать кольцу или болту — крючок должен проходить через них без препятствий. Строп должен быть прикреплен в соответствии с диаграммой нагрузки стропа;
  • Установка крючков должна производиться по направлению от центра тяжести;
  • Кольца (люверсы), поставляемые производителем, должны хвататься за крючок. Если груз прикреплен не ко всем кольцам, увеличивается риск повреждения или поломки товара;
  • Максимальный угол между линиями должен составлять 90°.

Самыми уязвимыми из тканевых, веревочных и цепных стропов являются текстильные. Не рекомендуется использовать их во влажном состоянии при отрицательных температурах, подвергать воздействию огня, щелочей, кислот и других химически агрессивных сред. Выбирая способы крепления грузов, чтобы избежать разрезания текстильных строп, их следует осторожно применять при работе с остроконечными предметами, защищать ленты с помощью прокладок.

Параметры должностной инструкции

При написании инструкции используются определенные стандарты офисной работы. По их словам, в нем обязательны следующие разделы:

  • Общие аспекты позиции.
  • Список функций.
  • Ответственность за правонарушения и нарушения.
  • Разрешение, выданное работодателем.

У работодателя есть возможность расширить список разделов. Обычно добавляются следующие части:

  • Принципы рабочего взаимодействия.
  • Параметры оценки эффективности (KPI).
  • Условия труда.
  • Порядок внесения изменений в инструкцию.

Расширенная версия требуется при составлении инструкций для топ-менеджеров, а также в крупных организациях с большим количеством сотрудников. Это позволяет документировать многие аспекты профессиональной деятельности, но цена снижается до гибкости в решении рабочих вопросов.

Общий раздел

Во вводной части инструкции прописываются общие параметры профессиональной деятельности:

  • Требования к уровню квалификации (навыки, опыт, образование).
  • Параметры кадровых решений, касающихся сотрудника (замена, увольнение и т.д.).
  • Позиции, с которых сотрудник руководствуется в работе.
  • Прочие общие аспекты работы.

Эта часть необходима не только для описания фундаментальных аспектов деятельности специалиста, но и для исключения кандидатов с недостаточной квалификацией.

Внимание! При создании большого количества инструкций вы можете ориентироваться на профессиональные стандарты и соответствующие параграфы Unified Qualification Manual (ETKS). Для стропальщика могут применяться параграфы 302-306 первой редакции ЕТКС, которые содержат характеристики второй-шестой категории данной профессии.

Обязанности

Если основные функции, характерные для профессии, одинаковы в любой организации, то вспомогательные зависят от характеристик компании-работодателя: ее кадровой политики, объема деятельности, организационно-правовой формы и других параметров. Чем ценнее сотрудник и чем больше у него помощников и коллег, тем меньше у работодателя стимулов обременять его второстепенными задачами, отвлекающими его от выполнения основных обязанностей.

Внимание! Если работник получает от работодателя необходимые для работы инструменты и приспособления, то отдельным абзацем указывается необходимость их качественного использования.

Ответственность

Степень вины работника может быть определена как в ходе административного производства внутри организации, так и в судебном порядке. В обеих ситуациях существует множество факторов, влияющих на степень наказания. Поскольку этот раздел не предназначен для описания всех возможных вариантов рабочих процедур, он составлен в краткой форме с небольшой конкретностью.

Снятие строп с груза

Когда груз был перемещен, он снимается со строп. Эта процедура начинается, когда оборудование стоит на прочном основании и не может двигаться или опрокидываться само по себе. Перед этим ослабляют натяжение тросов; на каждом крючке открываются предохранительные устройства, снимаются крючки с язычков и снимаются защитные пломбы с острыми краями.

После подъема строп становится возможным транспортировка станков и другие действия: установка, подключение, проверка. Для предотвращения скатывания длинных круглых предметов используются ограничители и ремни безопасности. Для подъема бетонных изделий на высоту используются хомуты с дистанционным управлением. Ручки снимаются после завершения установки.

категорически запрещается:

  • использовать неисправное и непроверенное такелажное оборудование;
  • использовать стропы, не соответствующие весу и характеристикам груза;
  • стоять под грузом, под рабочими частями подъемных механизмов, в зоне их движения и на пути движения оборудования;
  • вставить крючок в проушину не до конца, с усилием поправить ударами молотка, рычагами;
  • не поправляйте лямки и крючки «на лету», когда движение уже началось;
  • работать без средств индивидуальной защиты: каски, перчаток, спецобуви.

2. Что стропальщику нужно знать о грузе?

Чтобы поднять груз, необходимо знать его массу, центр тяжести и схему стропы.

Определение массы груза можно проводить по формулам:

  • для простых нагрузок — Q = м · В;
  • для сложных нагрузок — Q = m ∑Vi,

где Q — масса груза, m — удельный вес (численно равный плотности) материала, V — объем груза, ∑Vi — сумма всех частей объемов груза

Удельный вес часто встречающихся материалов указан в таблице.

Удельный вес материалов

Материалы (правитьУдельный вес, кг / м3Материалы (правитьУдельный вес, кг / м3

Конкретный

 

2200 Песчаник 2200–2500
Водопад 1000

 

Кока-Кола 450
Лед 900 Сталь:

 

Древесина: — твердый 7300
— береза 700

 

— растворен 7500
— Дуб 800 Каменный уголь

 

900
— Сосна 500 Чугун:
Земляная глина

 

1300–2500 белый 7650
Песок: податливый

 

7300
— сухой 1400-1600 серый 7550

 

— влажный 1900-2000 гг Газ 700

Как должен действовать стропальщик, если неизвестна масса груза?

Стропальщику запрещается строповать грузы, масса которых неизвестна. В этом случае стропальщик должен проинформировать лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию кранов, и получить от него информацию о весе груза.

 

Что такое центр тяжести груза? Где он расположен?

Центр тяжести груза — это точка, в которой груз сбалансирован во всех направлениях.

Центр тяжести простых гирь (куба, параллелепипеда, цилиндра, шара) находится в их геометрическом центре. Положение центра тяжести груза должно быть обозначено знаком манипуляции, если он смещен относительно геометрического центра груза. В этом случае место строповки груза также может быть обозначено знаком манипуляции (рисунок 2.1).

 

Знак манипуляции
Использование знака манипуляции

Рисунок 2.1 — Использование знака манипуляции

Как выполнить строповку с учётом расположения центра тяжести груза?

Груз, запряженный без учета положения центра тяжести, может находиться в неустойчивом положении.

Груз будет устойчивым, если его центр тяжести находится между точками строповки. Допускается обвязывание груза стропой в положении центра тяжести, если длина груза не более 2 м.

 

Какие строповочные детали могут иметь грузы?

Крепление грузов стропами — более простой и безопасный способ, чем обвязка. Для крепления грузы могут иметь кольца, рым-болты (рисунок 2.2), отверстия, штифты (штифт называется подшипником или опорной частью оси или вала).

Болт с проушиной

Рисунок 2.2 — Рым-болт

 

Что указывают манипуляционные знаки и знаки опасности?

Сигналы обработки указывают на то, как обрабатывается груз. Они применяются к упаковке, таре или непосредственно к грузу. На рисунке 2.3 показаны некоторые манипуляционные сигналы, которые необходимо знать стропальщику.

Признаки манипуляции

Рисунок 2.3 — Манипуляционные сигналы

Знаки опасности наносятся на товары, которые во время транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ могут нанести вред людям и окружающей среде. Знак опасности представляет собой установленный на краю квадрат, на котором изображен символ, обозначающий тип опасности (опасность взрыва, опасность пожара, токсичность, радиоактивность и т.д.).

Перед выполнением погрузочно-разгрузочных операций с опасными грузами необходимо обучить страховочную привязь.

 

На рис. 2.4 показано, как выглядят предупреждающие знаки.

Сигналы опасности

Рисунок 2.4 — Предупреждающие знаки

Оцените статью
Блог о тракторах МТЗ